Техника безопасности в ER-деятельности
Абсолютно безопасных ракет не бывает! Химическая энергия, заключённая в 30 граммах топлива, способна поднять это топливо, содержащий его двигатель и 100-граммовую ракету почти на километр. Эта же энергия, высвободившись не тогда, когда нужно, может привести к печальным последствиям. Однако уровень опасности можно существенно снизить, если хорошо понимать свойства материалов, с которыми работаешь, и следовать простым правилам описанным ниже.
По работе с топливами и пиросоставами...
- Не используйте хлорат калия (KClO3 — бертолетова соль) и другие хлораты, перманганат калия (KMnO4 — марганцовка) и другие перманганаты, любые пероксиды (перекиси), фосфор и другие активные окислители и горючие. Смеси с ними могут воспламениться или взорваться еще при перемешивании. Так же не делайте сухих смесей порошков металлов с окислителями и сухих смесей перхлоратов с любыми компонентами.
- На рабочем месте держите минимум реактивов. Не загромождайте рабочее место. Держите его в чистоте и порядке, так как загрязнения, попав в топливо или пиросостав, могут изменить его свойства и сделать его непредсказуемым. Для разных компонентов используйте либо отдельную посуду и оборудование, либо тщательно их мойте перед работой с другим компонентом. Не оставляйте на посуде и инструментах остатки реактивов.
- Термообработку пиросоставов и топлив производите только с контролем температуры при помощи термометра с подходящим рабочим диапазоном температур, например с помощью термопары и вольтметра. Ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнем! Только электричество — электроплитка с регулятором или утюг. Используйте бани для плавного и равномерного нагрева. Никогда не оставляйте без внимания нагреваемый состав даже на короткое время. В помещении возле выхода должны быть средства пожаротушения — ведро с водой или песком. Не загромождайте пути эвакуации.
- Не подвергайте смеси любых окислителей и горючих каким-либо воздействиям, которые могут вызвать их воспламенение или взрыв (трение, удары, нагревание, разряды статического электричества). Необходимо узнать свойства смеси прежде чем готовить ее в больших количествах.
- Готовьте топливо и пиросоставы вдали от всего, что может загореться. Вокруг уберите сухую траву, хлам и прочие горючие предметы.
- Топливо и пиросоставы горят очень активно и при этом за счет быстро выделяющихся газов могут разбрасываться на значительные расстояния. По этому на себя нужно одеть фартук из толстого плотного брезента, с продуманной системой крепления на теле, позволяющей одним легким движением освободится от него в случае приставания горящего топлива — например липучки или чека. Необходимы и рукавицы по локоть или выше из неплавящегося материала. Чтобы в случае попадания на них горящего топлива, эти рукавицы можно было очень легко и быстро снять. Желательно, чтобы спереди открытых участков кожи было как можно меньше. Так же нужно одеть защитные очки. Или лучше щиток из оргстекла. Он обеспечит лучший обзор и защитит все лицо. К нему можно приклеить накидку из плотного негорючего материала для защиты всей головы и шеи.
- В случае возгорания топлива (карамель) нужно немедленно отойти на безопасное расстояние. При его горении будет выделяться очень много дыма, вдыхая который можно получить серьезное отравление. Тушить это топливо не стоит, так как при засыпании его песком он будет выброшен выделяющимися газами. Так же повысится риск разбрызгивания горящего топлива, которое может попасть на одежду или кожу. При тушении расплавленного горящего топлива водой, она резко вскипит и можно получить ожег паром. При этом топливо тоже может быть выброшено из посуды. Проще дождаться в стороне, пока оно сгорит.
По тестам двигателей, топлив и запускам ракет...
- Не производите тесты двигателей и запуски ракет в населенной и (или) пожароопасной местности. При отказе системы спасения ракеты, модель, падая с большой высоты и имея небольшое лобовое сопротивление, разовьет огромную скорость и будет способна разрушить чье-либо имущество или голову. Упавшие ракеты обычно приходится не подбирать, а откапывать! Даже сравнительно легкая модель может причинить травму, не говоря уже о килограммовых.
- На тестах двигателей и запусках ракет не находитесь в зоне поражения их осколками и в зоне возможного рикошета этих осколков. Нужно находиться в укрытии. Например стенд можно разместить на открытой местности, а самому быть на безопасном расстоянии от него за надежной стеной или лучше в крытом помещении, чтобы быть защищенным сверху. Для двигателей с массой топлива больше ста грамм и для металлических двигателей безопасным расстоянием можно считать примерно 50 метров. Возле вас не должно быть предметов (деревья, большие камни, другие стены и т. п.), от которых смогут отскочить возможные осколки. Так же стенд можно поставить в овраге. Двигатель расположить горизонтально и направить соплом в склон оврага. Не думайте, что можно укрыться в машине, за металлическим листом, толстым оргстеклом и т. п. — металлические осколки прошивают их как газету. Так же не стоит забывать о том, что разлетающиеся осколки и горящие остатки топлива способны пролететь сотни метров, а так же могут поджечь окружающие предметы.
- Не используйте для запуска ракетных двигателей бикфордовы шнуры, стопины, запалы и прочие огнепроводные устройства. Так как после воспламенения отменить его уже невозможно. Да и сами огнепроводы (особенно самодельные) довольно ненадежны и могут сгореть слишком быстро или неравномерно, затухая на неопределенное время. Для запуска используйте электровоспламенитель проверенной конструкции (напримерпростейший из нихромовой спирали от паяльника), кабель необходимой длины и пульт с надежным ключом (тугая или закрытая кнопка, замок зажигания и т. п.), исключающим возможность случайного запуска. Воспламенитель должен устанавливаться в двигатель в последний момент, после завершения всех остальных подготовительных операций. При подключении системы зажигания к проводам воспламенителя контур системы зажигания должен быть закорочен. Если воспламенитель не сработает, то необходимо отключить его питание и подождать не меньше пяти минут. Только после этого можно выйти из укрытия и подойти к двигателю для выяснения причины отказа.
- Стенд с двигателем должны быть надежно закреплены. Если двигатель каким-либо образом отделится от стенда, то полететь он может куда угодно и как угодно, так как не имеет стабилизаторов. При этом он будет иметь огромную скорость и еще и струю горячих газов из сопла.
- Если очень хочется посмотреть на работающий двигатель, то можно воспользоваться зеркалом. Для этого нужно находиться напротив стенда за стеной, а у края стены установить зеркало на подставке. Держать его, высунув руку из-за стены нельзя. Так как зеркало находится в зоне поражения осколками, то смотреть в него нужно в защитных очках. Это защитит глаза в случае разрушения зеркала осколками. И вообще привыкайте работать в защитных средствах, они нужны не только при изготовлении топлива и на испытания.
- Нужно так же учитывать как какие материалы образуют осколки. Поливинилхлорид, например, дает множество небольших острых осколков, которые очень опасны для глаз. Картон рвется на мелкие куски, которые на расстоянии нескольких метров не причинят вреда. Некоторые стали дают много осколков, а некоторые рвутся в одном месте и образовавшийся тяжелый кусок металла летит с большой скоростью в одну сторону. Часто при избыточном давлении в двигателе срывает крышки и сопловые блоки. Они тяжелы и компактны, поэтому очень опасны.
- Не производите запуски в ветреную погоду. Допустимая скорость ветра — не больше 10 м/с. Модель со стабилизаторами полетит против ветра.
- Запускайте ракеты только с прочной и надежной пусковой установки с жесткими направляющими достаточной длины, так как для стабильного полета ракете необходимо набрать определенную скорость. При подготовке к запуску удостоверьтесь в том, что ракете ничего не мешает двигаться по направляющим и сойти с них. Угол старта должен быть большим: 80—90°. Перед проведением летных испытаний необходимо удостовериться, что вблизи ожидаемой траектории полета ракеты отсутствуют препятствия, такие, как провода, ветви деревьев и т. п.
- Большие двигатели нельзя использовать в летных испытаниях без предварительных стендовых испытаний.
- Не направляйте модель на цель, не снаряжайте ее боеголовками и прочими взрывными устройствами.
- Не сжигайте образцы топлив и пиросоставов вблизи посуды с ними и горючих предметов. Горящие частицы способны разлетаться на метры! Для этого лучше оборудовать специальный пожаробезопасный стенд и разместить его на расстоянии от строений. Не производите сжигание образцов в ветреную погоду.
- При исследовании аэродинамических и прочностных свойст парашютов, высунувшись из окна автомобиля на ходу, рассчитывайте свои силы — резко раскрывшийся купол может дернуть с такой силой, что вывихнет суставы или даже порвет связки!
- Не занимайтесь ER (да и не только) в нетрезвом виде и не водите кого попало на тесты и запуски.